«Юридическая Газета» продолжает знакомить читателей с иностранными рынками юридических услуг. Сегодня поговорим о Беларуси. Чем живет белорусский юрбизнес?С какими проблемами чаще всего сталкиваются компании? Какие решения помогают удерживать лидерские позиции? Об этом и многом другом мы поговорили с Александром ХРАПУЦКИМ – адвокатом, партнером одного из самых успешных игроков на юридическом рынке Беларуси, адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ».
Маєте Телеграм? Два кліки - і ви не пропустите жодної важливої юридичної новини. Нічого зайвого, лише #самасуть. З турботою про ваш час! |
Александр Храпуцкий специализируется на вопросах международного коммерческого арбитража. Включен в списки арбитров ряда арбитражных институтов (МКАС при ТПП Украины, ICSID, VIAC, Vilnius Court of Commercial Arbitration, Court of Arbitration «Lewiatan» и др.). С апреля 2017 г. является членом Международного арбитражного суда при МТП (г. Париж).
- Александр, как обстоят дела с юридическим бизнесом в Беларуси? Насколько высока конкуренция?
- Юридический бизнес любой страны зависит, прежде всего, от деловой активности. Крупный бизнес присутствует, но его не так много. Скорее всего, поэтому на рынке Беларуси отсутствуют такие крупные юридические игроки как Baker & McKenzie, White & Case, Freshfields и т.д. Соответственно, основная борьба идет именно за сопровождение проектов крупного бизнеса. Естественно, что основные конкуренты – это фирмы, занимающие первые места в юридических рейтингах.
Однако я позволю себе отметить, что проблема в Беларуси также состоит в том, что рынок юридических услуг как таковой полностью еще не сформирован. Да, есть фирмы, занимающие лидирующие позиции в рейтингах, есть фирмы и поменьше, а также адвокатские кабинеты, адвокаты-индивидуалы и частнопрактикующие юристы. Следует отметить, что до сих пор в Беларуси есть разделение на юристов-лицензиатов и адвокатов. Основное отличие – только адвокаты могут быть представителями в судах (за исключением Международного арбитражного суда при БелТПП). Но возвращаясь к несформированности рынка, у белорусов до сих пор отсутствует комплексное восприятие необходимости нанимать юристов, а тем более платить им большие деньги. Только молодая бизнес-прослойка адекватно воспринимает важность профессионального юридического сопровождения. Вот и получается, что самая высокая конкуренция за самых адекватных, больших и знаковых клиентов. Но тут снова появляется еще одна «беда» белорусской действительности – жесткий демпинг. Разве можно представить полное сопровождение покупки банка за 5 тыс. долларов США? У нас даже ходит шутка, что есть конкуренты, которые имеют предложение на все случаи жизни – «три триста».
- Какую часть на рынке занимают отечественные юридические фирмы, а какую – международные? Чем они конкурируют?
- Отечественные юридические фирмы – основные игроки (говорим только о тех, кто занимает лидирующие позиции). В Беларуси есть офисы региональных юридических фирм, а также небольшие офисы некоторых европейских юридических фирм. Но последние не составляют большой конкуренции. Они обслуживают в большей степени клиентов своих материнских компаний, а также ориентируются на клиентов из соответствующего региона. Здесь можно сказать о том, что к отечественным фирмам есть большое доверие, плюс уже наработанные годами контакты делают свое дело. Еще одна специфика отечественных игроков – отсутствие четкой специализации. Все занимаются всем. У всех найдется опыт вплоть до сопровождения исследований в космосе. И здесь возникает парадокс. Например, в нашем бюро есть действительно сформированная арбитражная практика (4 человека), есть определенное признание, мы координируем организацию уже признанного среди юридического сообщества Форума по разрешению споров стран Восточной Европы. Однако ряд арбитражных проектов уходит к другим, порой к тем, кто задает вопрос: «А там действительно чем-то сильно отличается процесс разбирательства, по сравнению с процессом в государственных судах?». Ответ прост – демпинг со стороны конкурентов (жесткий, неоправданный ничем), а также попытка белорусского бизнесмена найти услуги подешевле.
- Какие практики наиболее востребованы на рынке?
- Здесь достаточно стандартный набор: корпоративная практика, банки и финансы, практика по разрешению споров. В связи с достаточно большими привилегиями в сфере IT/IP, востребована соответствующая практика. К слову, Беларусь занимает лидирующую позицию среди стран бывшего СССР по количеству проектов ЕБРР. Также, как и везде, востребована налоговая практика.
- Является ли государство потребителем юридических услуг? Каким образом происходит «закупка» таких услуг?
- Государство до сих пор является непривлекательным клиентом. Мы даже не подавали заявку на участие в тендере по представительству интересов государственного предприятия в одном из европейских арбитражных центров. Все очень просто – условием тендера было не превышение бюджета в размере 5 тыс. долларов США. Это снова к вопросу о трансформации поколений. Совсем мало молодых и инициативных представителей в государственном секторе, а порой инициатива даже сковывается. Так что государство является потребителем юридических услуг, но достаточно редко и очень непривлекательно для юристов. Процедурно, как правило, используются тендера, условия которых в некоторых случаях пишутся не понятно как.
- Какое участие принимает государство в регулировании рынка юридической профессии?
- Как было сказано выше, в Беларуси есть адвокаты и юристы-лицензиаты. Вся деятельность регулируется Министерством Юстиции. Я не скажу, что в Беларуси какой-то тотальный контроль со стороны Министерства Юстиции. Скорее, нормальное и адекватное сотрудничество. Республиканской коллегией адвокатов, включая территориальные коллегии, можно вообще гордиться! Мы точно говорим на одном языке и не испытываем никаких проблем.
- Урегулирован ли на законодательном уровне вопрос ответственности игроков юридического рынка за нарушение (в том числе этических вопросов) или в случае обнаружения конфликта интересов (без учета коррупционного или государственного элемента)?
- Правила профессиональной деятельности адвоката, которые утверждены Постановлением Министерства Юстиции Республики Беларусь от 06.02.2012 г. №39, регламентируют данные вопросы.
Нарушение адвокатом настоящих Правил влечет за собой дисциплинарную ответственность, а совершение проступков, не совместимых со званием адвоката – исключение из территориальной коллегии адвокатов в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».
Проступками, не совместимыми со званием адвоката, являются следующие: совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру; систематическое невыполнение решений Республиканской, территориальной коллегий адвокатов, принятых в пределах их компетенции, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и уставами; препятствование осуществлению Министерством юстиции Республики Беларусь, другими контролирующими органами, органами адвокатского самоуправления функций, возложенных на них законодательными актами; приобретение являющегося предметом спора имущества клиентов, в том числе имущественных прав (как на свое имя, так и на имя других лиц).
- Влияет ли репутация клиента на имидж компании?
- Клиентский портфель для всех важен. Безусловно, иметь мировой бренд в своем клиентском портфеле на протяжении многих лет – это огромный плюс и для потенциально новых клиентов. Когда-то в начале моей карьеры один достаточно успешный юрист сказал: «Пусть у тебя будет несколько клиентов, которые даже не будут давать постоянной работы. Главное, чтобы названия таких клиентов знали все». Касательно репутации моё мнение может не совпасть с мнением многих коллег. Я лично всегда за то, чтобы не работать с клиентом со скандальной репутацией. В сегодняшних реалиях я не скажу, что репутация клиента очень сильно оказывает влияние на имидж юридической компании.
- Как сказывается кризис на развитии бизнеса? Что юрфирмы делают, чтобы минимизировать риски в работе?
- Многие могут меня не понять, но белорусский рынок юридических услуг, по моему мнению, не ощутил кризиса. Да, был спад, но на вопрос о том, какие новости в Беларуси, я всегда отвечаю: «Все стабильно». Конечно же, эта стабильность условна, однако я не знаю примеров кризисных ситуаций у представителей нашей профессии. Также я не слышал о массовых сокращениях персонала, о переездах в маленькие офисы. Так что рывка активности в Беларуси нет, но нет и каких-то знаковых провалов.
- Насколько тесно белорусские юридические фирмы «дружат» с технологиями?
- Технологии присутствуют в крупных юридических фирмах и адвокатских бюро. Для более мелких это, прежде всего, ресурсозатратно, включая финансовые вложения. На белорусском рынке нет собственных программных продуктов. Заполнение таблиц в Excel практически ушло в прошлое, но не полностью. Например, в нашем адвокатском бюро создан свой собственный программный продукт. Вообще, технологии должны помогать нам в работе. Скажем, идея онлайн-арбитража, к воплощению которой мы также имеем непосредственное отношение.
- Как партнер юридической компании, расскажите о том, какие инструменты Вы используете для продвижения компании и повышения уровня узнаваемости?
- Как говорится в пословице: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Думаю, это важное слагаемое продвижения любого юриста. Мало иметь хороший костюм, но и с одними мозгами тоже далеко не продвинешься. В последнее время много говорят о важности не просто качественно оформленного юридического заключения с точки зрения права, но и изложенного по стилистике, возможно с конкретными графиками, без опечаток, чтобы его можно было приятно читать и самое главное – понять не юристу. Сейчас клиенту необходима не просто юридическая консультация, а предложение готового бизнес-решения с помощью такой юридической консультации.
Что касается продвижения, много вкладывается в маркетинг, но это отдельная тема для разговора. Здесь нет места навязчивой рекламе, не пройдут вывески: «Купи у нас!», «У нас дешевле!» «Мы лучшие!», а также «Разведись! Жизнь коротка! Услуги по бракоразводным процессам». Доверие нужно заслужить, поэтому в основе лежит доверительный маркетинг, в результате которого клиент сам должен захотеть прийти. Ведь увидев рекламу, мы же не бежим к первому попавшемуся врачу?
Качественный контент – это то, на что мы стараемся делать ставку. По моему опыту, юристы не всегда креативны, а скучный юридический текст уже давно устарел. Порой просто не хватает времени для создания контента, поскольку клиент всегда в приоритете. Здесь мы стараемся делать свои презентации запоминающимися. Также мы активно участвуем в различных телепроектах, выступая юридическими советниками. Еще одно направление – это когда мы приходим к бизнесмену, узнав о его проблеме, до того как он стал нашим клиентом, и предлагаем выступить экспертом по соответствующему вопросу. Мы готовим материалы в СМИ, выступаем на телевидении, демонстрируя потенциальному клиенту свою экспертизу.
Приведу еще пример с Форумом по разрешению споров стран Восточной Европы, к организации которого мы имеем непосредственное отношение. Не везде можно встретить профессиональную звукорежиссуру, свет, профессиональную видеосъемку и много других вещей, которые делают мероприятие запоминающимся. И конечно, состав профессиональных спикеров, а также отменная еда.
- У Вашего бюро есть офис в Украине. Расскажите более подробно о его работе. Что можете сказать о рынке юридических услуг в Украине, исходя из опыта сотрудничества с украинскими юридическими компаниями?
- Открытие офиса в Украине – это пример доверия клиента к юристу в действии. Один из наших постоянных клиентов решил выйти на украинский рынок и попросил нас быть его юридическим консультантом. Сейчас мы делаем ставку на клиентов, у которых есть интерес к Беларуси, таким образом мы не выступаем прямыми конкурентами главным игрокам украинского юридического рынка. Могу сказать, что за долгие годы работы мы смогли установить очень хорошие контакты с большинством юридических компаний Украины.
По моему опыту, в Украине конкуренция стала более жесткой, местные юридические фирмы начали выбиваться в лидеры, вытесняя более неповоротливых иностранных коллег, не пожелавших изменить свою политику ценообразования и откорректировать свой профиль согласно потребностям рынка. Кроме того, украинский бизнес, стараясь сэкономить на дорогостоящем аутсорсинге, все чаще ограничивается услугами in-house lawyers. Для того чтобы сохранить свои позиции, юридическим фирмам пришлось оптимизировать все внутренние процессы (снизить цены, повысить качество), а также развивать уникальные продукты.
В последнее время мы наблюдаем активный рост интереса к украинскому рынку у иностранных инвесторов (Беларусь, Польша, Германия, страны Балтии). В данном случае большим конкурентным преимуществом для нас является наше международное партнерство и наличие высококвалифицированного юридического ресурса в этих странах. Поэтому мы оперативно и комплексно можем провести юридическую экспертизу международных проектов, учитывая специфику законодательства всех стран участников.
- В этом году адвокатское бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ» отпраздновало 25-летие. Мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям! Как считаете, что привело Вашу компанию к успеху? Какие главные события повлияли на ее становление?
- Отвечу кратко. Мне нравится выражение, что партнерство – это компромисс и потребность. На первом месте компромисс между партнерами, между партнерами и сотрудниками, а также потребность каждого в каждом. 25 лет кроют в себе опыт 20-летней работы в рамках двух старейших юридических фирм Беларуси – «Юрэкспертгрупп» и «Бизнесконсалт», а также опыт уже 5-летней работы под брендом «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ».