24 червня 2020, 13:40

«Наша работа – освещать пути инноваций»

Даниил Бенатов
Даниил Бенатов партнёр патентного бюро Dr. Emil Benatov & Partners
Самуил Бенатов
Самуил Бенатов партнёр патентного бюро Dr. Emil Benatov & Partners
Иво Бенатов
Иво Бенатов партнёр патентного бюро Dr. Emil Benatov & Partners
Анна Тришичева
Анна Тришичева журналист, специально для «Юридической Газеты»

27 лет международного семейного юридического бизнеса в одной из самых «обособленных» сферах практики – интеллектуальной собственности. Почему в IP-бутиках работают «семьями» и в чем особенность такого бизнеса? Перед нашей беседой партнеры патентного бюро Dr. Emil Benatov & Partners отметили, что очень хотят, чтобы их заметили не как шаблонных юристов в галстуках, а как творческих людей, которые болеют за свою профессию. Насколько мощно это «настроение» передалось в разговоре – читайте в интервью с Самуилом, Даниилом и Иво Бенатовыми.


Маєте Телеграм? Два кліки - і ви не пропустите жодної важливої юридичної новини. Нічого зайвого, лише #самасуть. З турботою про ваш час!


4-(общ)

- Давайте начнем с истоков. Кто и когда основал Ваше Бюро? Почему офисы расположены в Украине и Болгарии?

Самуїл-Бенатов - Д-р Самуил Бенатов: Наше Бюро было основано в 1993 г. в Софии. Его создал мой брат, отец Данила и Иво – др. инж. Эмил Бенатов. К сожалению, несколько лет назад он ушел из жизни. В 1993 г. Эмил стал одним из первых патентных поверенных в Болгарии, а до этого был экспертом и начальником отдела электротехники в Болгарском патентном ведомстве. Поскольку брат закончил Львовский политехнический институт, а в Киевском политехе защитил кандидатскую диссертацию по кибернетике, связь с Украиной более чем очевидна.

- Д-р Данил Бенатов: Я родился и вырос в Украине, поэтому вопрос расположения второго офиса Бюро решился сам собой. Справедливости ради надо отметить, что отец не был против моей преподавательской карьеры и согласился, что помещение в пешей близости от родного КПИ – это хороший выбор.

- Вашему бизнесу уже 27 лет – это очень немало для восточноевропейского рынка юридических услуг. У Вас никогда не возникало желания все бросить и заняться чем-то новым?

- С.Б.: Такое желание периодически возникает, когда в дверях моего кабинета появляется очередной изобретатель с «гениальной разработкой» (смеется). Если честно, работа не дает мне скучать и расслабляться. Впрочем, 22 года практики все-таки придают мне уверенности в том, что я могу помочь заявителям эффективно защитить их интеллектуальную собственность.

- Д.Б.: Когда мне тяжело от обилия информации, звонящих телефонов и всяческой суеты, я закрываю глаза и представляю, что уже в субботу буду косить газон на даче, пить чай из собственноручно выращенных трав и гулять в лесу. Потом понимаю, что нужно обновить инструмент, купить саженцы, подлатать домик, а на эти важные дела нужны финансовые активы, поэтому приходится работать, чтобы «травка зеленела и солнышко блестело». Это шутка, но в ней есть доля правды. Если серьезно, то я очень люблю свою работу, потому что у нас практически никогда не бывает типичных задач и шаблонных решений. Каждый рабочий день – это знакомство с новыми интересными людьми и приобретение новых знаний, нового профессионального опыта.

- Почему получается такая ситуация, что IP-бутики в Украине и Болгарии – это в основном семейный бизнес?

- Д.Б.: Для нас тоже это загадка. Видимо, причина в том, что отцы-основатели этих с IP-бутиков всегда умели очень убедительно и радужно продемонстрировать своим братьям, детям и близким друзьям перспективы участия в семейном бизнесе.

- С.Б.: К тому же альтернативы работе в семейной упряжке они умели рисовать не менее впечатляюще. Если говорить серьезно, то причина бутиковости патентных бюро в том, что накопленные знания и опыт всегда легче передавать в семейной среде, особенно если младшему поколению семьи эти знания интересны.

- M.Sc. Иво Бенатов: Со мной было несколько иначе. Отец отправил меня учиться подальше от офиса – в Лондон. Он надеялся, что я сам найду путь в жизни. Несколько лет я проработал в Британии, а затем в Гонконге. В результате я вернулся в Софию и приступил к работе в Бюро, потому что мне интересно IP-право и потому что дома всегда лучше, чем в гостях.

- Допускаете ли Вы, что в будущем к Вашему семейному партнерскому составу присоединятся специалисты, которые не будут членами Вашей семьи?

- С.Б.: Все наши сотрудники с первого дня работы де-факто становятся членами нашей большой семьи. Так было заведено при Эмиле и так продолжается сейчас. Но если серьезно, то мы не исключаем такой перспективы. Фирма не может замыкаться исключительно на ресурсах семьи. Новые люди приносят новые знания и новые идеи, а это замечательно.

- Иногда говорят, что с близкими людьми и друзьями лучше не вести бизнес и не одалживать им деньги. Ваш пример, как я понимаю, опровергает это утверждение?

- Д.Б.: В каждой ситуации всегда есть две стороны, так и здесь. Например, близких людей тяжелее критиковать, поскольку ты не хочешь их огорчить. С другой стороны, близкому человеку можно доверять намного больше, чем обычному рядовому сотруднику, а это в нашем деле, поверьте, дорогого стоит.

С.Б.: Все зависит от людей, насколько их дружеские отношения искренни и честны.

- Какие основные противоречия возникали между партерами Вашего Бюро за все годы его существования?

Данило-Бенатов - Д.Б.: Мы часто спорили с отцом о разнице доходов представителей среднего бизнеса Украины и Европейского Союза, а также о необходимости создания для «наших людей» оптимальных финансовых условий. Моей основной задачей было создать благоприятные и привлекательные условия для наших клиентов из республик бывшего СССР. К счастью, отец часто приезжал в Украину, у него было тут много друзей, он видел, как непросто дается рост нашему креативному среднему классу. Поэтому в результате наших дискуссий появлялись новые редакции тарифов Бюро и новые клиенты.

- С.Б.: В нашем Бюро существует четкое разграничение ответственности партнеров. Я отвечаю за патентное направление, Данил ведет всех наших клиентов из стран бывшего СССР, а Иво работает с товарными знаками. Конечно, порой мы спорим, куда ехать на очередную IP-конференцию: в Париж или Львов. Пользуясь случаем, скажу, что Львов мне очень нравится. Это город с фантастической атмосферой.

- Самуил, скажите, что представляет собой юридический бизнес в Болгарии?

- С.Б.: Как я уже говорил, в Болгарии большинство юридических фирм небольшие. Как правило, они специализируются на конкретных направлениях права. Поэтому «обмен клиентами» – достаточно распространенная практика: компании передают коллегам дела по смежным отраслям. В области патентного права, к сожалению, специалистов все еще достаточно мало. Это связано с тем, что последние годы точные и естественные науки уступают в популярности экономике, праву и другим гуманитарным дисциплинам. Поэтому в таком «тесном кругу» между собой патентные поверенные традиционно поддерживают дружеские отношения. Мы консультируем друг друга, делимся опытом и даже довольно часто путешествуем вместе, когда бываем на зарубежных симпозиумах.

- Сейчас на рынке юридических услуг мы видим активные «миграционные» процессы. Команды сливаются, поглощаются, разделяются и т. д. Вам когда-либо предлагали присоединиться к другим юрфирмам?

- С.Б.: У нас очень специфический сегмент юридического рынка, особенно это касается изобретений. Мы работаем на стыке инженерии и права. Вырастить такого специалиста в окружении юристов традиционных практик практически невозможно. Вероятно, поэтому патентные фирмы более-менее однородны по составу. Впрочем, иногда случаются переходы специалистов или уход части команды в «свободное плавание». Кстати, мы гордимся нашими бывшими сотрудниками и радуемся их успехам.

- Самуил, Вы упомянули о необходимости наличия инженерных знаний для патентного поверенного. Можно несколько слов о Вашем образовании и образовании Ваших сотрудников.

- С.Б.: Как я уже говорил, мой брат Эмил был инженером-кибернетиком, Данил – инженер-химик, я – геолог-палеонтолог. Только Иво имеет классическое юридическое образование.

- Иво, Вы самый молодой из партнеров Бюро. Чувствуете ли Ви какую-либо разницу в подходах и отношению к работе у Вашего поколения юристов и Ваших более старших коллег?

Ivo-Benatov - И.Б.: Я бы сказал, что все наши партнеры и сотрудники одинаково добросовестно относятся к работе. Мы все, без преувеличения, фанаты своего дела. Разумеется, между поколениями существуют различия в подходах к работе и взглядах на жизнь, но это неплохо. Я стараюсь принести в офис взгляды и опыт моего поколения, которые гармонично сочетаются с опытом и знаниями моих старших коллег.

- Что в Вашем бизнесе изменила пандемия?

- С.Б.: Мы стали работать более эффективно, поскольку перестали пить кофе с клиентами (смеется).

- Д.Б.: Я придерживаюсь мнения, что 80-90% вопросов можно решить удаленно. Только необходимость работы с чертежами формата А0 или выслушивание очень конфиденциальной информации требует непосредственного общения с клиентами. Я помню такой забавный случай, когда к нам в офис от нашего большого украинского клиента пришли 7 юристов. Они зашли в мой кабинет, каждый поздоровался за руку, расселись. Старший юрист достал из папки эскиз товарного знака и спросил, нет ли каких-либо объективных причин, чтобы этот знак нельзя было зарегистрировать. Я сказал, что нет. Они встали, каждый по очереди пожал мне руку и все вышли из кабинета. Их дорога от работы до нашего офиса и назад заняла около 2 часов. Кстати, в тот раз я получил гонорар за консультацию, а затем подал заявку на регистрацию знака. Поэтому коллеги не зря приезжали.

- Продолжая тему семейственности, расскажите немного о Ваших вторых половинках, они тоже «в теме»?

- С.Б.: Мою супругу зовут Йорданка, она географ по специальности. Сейчас она занимается воспитанием наших junior partners и художественным творчеством. Она и дети позволяют мне не жить на работе и работой круглосуточно, а работа позволяет хоть чуть-чуть побыть в тишине и покое.

- Д.Б.: Моя супруга Илона родом из Вильнюса (Литва) и уже 11 лет живет в Киеве. По первой специальности она финансист, но в Украине получила еще одно высшее образование в IP-сфере и активно включилась в работу нашего Бюро. Следует отметить, что прежнее место работы (налоговая инспекция г. Вильнюса) дает о себе знать, поэтому в нашем киевском офисе царит порядок и титановая финансовая дисциплина.

- И.Б.: Мою подругу зовут Хилари, она родом из Тайбэя. Мы познакомились в Лондоне. Она специалист по маркетингу и PR. Сейчас, в связи с карантином, она уехала домой к родителям, но я надеюсь, что скоро вернется в Болгарию.

- Потрясающе, у Вас просто суперинтернациональная семья! Как говорится, от Балтики до Тихого океана…

- С.Б.: С транзитом на Черном море (улыбается)…

- Вернемся к теме глобального экономического кризиса, вызванного пандемией. Как Вы его ощущаете в Украине и Болгарии.

- Д.Б.: Ощущаем резким повышением объема работы. Вероятно, это связано с тем, что с появлением большего количества свободного времени в связи с карантином наши клиенты наконец-то смогли посвятить свое появившееся свободное время для таких сложных и стратегически важных задач как регистрация прав на их IP-объекты.

- С.Б.: К счастью, развитие инженерной мысли не останавливают ни пандемии, ни кризисы. Поэтому у нас всегда есть работа.

- Как Вы планируете развивать Бюро в будущем?

- С.Б.: Глобализация дает патентным поверенным новые возможности для освоения новых рынков, но в то же время она увеличивает конкуренцию. В наших планах расширение территориального охвата. Для клиентов все более важным становится иметь одного поверенного (или одно патентное бюро), занимающегося всеми его кейсами в разных странах. Поэтому мы стараемся охватить всю Европу, но уже смотрим и дальше (как на Восток, так и на Запад).

- Д.Б.: Одна из моих основных задач на ближайшие несколько лет – автоматизация и диджитализация производственных процессов. Папки с бумагами и записные книжки должны постепенно уйти в прошлое. Клиенты ХХІ века любят высокие скорости обслуживания. Чтобы не проиграть в будущем искусственному интеллекту юристов-ботов, мы должны идти в ногу со временем. Правда, какие-то бумаги все-таки должны остаться, иначе, что юрист будет носить в красивом портфеле и подписывать ручкой с золотым пером?

- И.Б.: Я ставлю для себя задачу усилить коммуникацию между нашим Бюро и представителями бизнеса. К сожалению, в Болгарии, да и в Украине, наверное, интеллектуальная собственность все еще не воспринимается как серьезный актив. Для этого необходимо не только выполнять поручения клиентов, но и часто давать им базовые правовые знания.

- Я знаю, что в Болгарии популярны габровские анекдоты, а есть ли в них что-то о юристах?

- С.Б.: Несомненно? Вот один из них:

Перед зданием суда габровец поджидал своего племянника-адвоката:

- Иванче, приходи к нам вечером в гости. Мы с тетей очень по тебе соскучились и хотим тебя видеть у нас дома!

- Хорошо, а какой кодекс взять с собой: гражданский или уголовный?

- На баннере, который висит в Вашем софийском офисе я вижу изображение моста, а Ваш логотип напоминает лампочку. Почему именно такая символика?

- С.Б.: Лампочка – это современное воплощение огня Прометея, потому что наша работа заключается в том, чтобы освещать пути, которыми идут инновации. Мост – потому что наше Бюро надежно построило его между Востоком и Западом, позволяя креативным проектам завоевывать мир.

0
0

Додати коментар

Відмінити Опублікувати